|
Украинские автокраны
Конструкторская идея, заложенная в базовое устройство автокранов, за всю историю их
существования менялась всего только дважды, и каждую такую революцию сопровождало появление каких-либо новых
технических решений, направленных на довольно заметное увеличение производительности и безопасности при работе с грузами.
Применение тросового привода и ферменных стрел сильно ограничивало использование автокранов во многих
секторах экономики. Для подъема грузов массой 25 т в 1940-е годы применяли весьма громоздкие прицепные
конструкции, напоминающие краны-укосины и агрегатируемые в составе шасси одноосных тягачей
скреперов или балластных тягачей. Много энергии двигателя затрачивалось при этом на подъем стрелы
тросами и удержание ее в заданном положении. Для автокранов середины прошлого века типичны высокий
механический износ тормозного механизма барабана и тросов, необходимость запасовки каната.
Разработка новой системы привода, когда вместо тросового привода подъема-опускания стрелы был
применен гидрофицированный привод, позволила значительно – в полтора раза – поднять общую грузоподъемность
и расширить сферу применения, например в коммунальном хозяйстве, в городских условиях, на монтаже
оборудования в ограниченном пространстве и др. Наряду с этим шло очень активное освоение телескопических
стрел коробчатого сечения. Гидравлический привод спровоцировал наступление эры больших автокранов и
оказал значительное влияние на всю эволюцию подъемно-транспортного оборудования.
В сущности, так и определился средний класс автокранов (но здесь следует понимать, что классификация очень
условна), к которому сейчас относят краны 3-й, 4-й и 5-й размерных групп промежуточной
грузоподъемностью на канатах 8 - 40 т, базирующиеся на шасси грузовых автомобилей. Краны большей
грузоподъемности или базирующиеся на шасси автомобилей специального назначения, в том числе
внедорожных, относятся к большому классу.
Переход производителей на полностью гидрофицированный привод для всего рабочего оборудования и устранение
из конструкции автокрана полиспастов в корне поменял представление об автокране как о строительной
машине и позволил создать новый класс техники – гидроманипуляторы, но в сегменте «среднетоннажных»
кранов их используют пока мало.
Автокраны 3...5-й размерных групп занимают примерно 90% всего рынка (это без учета гидроманипуляторов). Они
работают везде: в энергетическом, промышленном, дорожном, капитальном строительстве, на монтажных
работах, в лесном, сельском, коммунальном, нефтегазовом хозяйстве и др.
В Украине отечественные производители спецтехники представлены украинскими кранами «Броварчанец», «Галкран», ДЗАК («Дрогобыч»,
«Силач»), «Днепр», «Краян» и «Январец».
Также в Украине регулярно появляются очень интересные высокотехнологичные новинки от украинских производителей. Один из ярких примеров - разработка завода КРАЗ
новой оригинальной модели автокрана, которая уже вызвала интерес на рынке.
Половину парка всех автокранов в стране в настоящее время составляют автокраны 4-й размерной
группы (16,0...22,5 т). В связи с повышением грузоподъемности автокранов, изготовленных на одном
и том же автомобильном шасси, в последние годы увеличивается выпуск автокранов 5-й размерной группы.
Косвенно всё это связано с более широким применением в строительстве гидроманипуляторов, соответствующих
2-й и 3-й размерным группам (до 16 т), и ростом требований к грузоподъемности у самих
эксплуатационников, желающих иметь технику на все случаи жизни.
Гидроманипуляторы 4-й группы (до 26 т) пока применяют крайне редко, и это связано как с большими
затратами на обслуживание и ремонт техники, так и со спецификой украинского рынка автокранов. В
отечественных реалиях зона использования автокрана составляет свыше 100 км, а удобство, скорость
передвижения и унификация с существующим парком грузовых автомобилей рассматриваются Заказчиком в числе
первоочередных требований при выборе автокрана.
|
Индикатор деловой активности в строительной сфере в первом полугодии 2024 года немного вырос в сравнении со вторым полугодием прошлого года.
Он составил 67,4% от довоенного показателя отрасли и при этом в настоящий момент сохраняет позитивную динамику.
Строительную активность во втором полугодии 2024 года, по мнению участников отрасли, должен поддержать оживший спрос на недвижимость, ремонт
жилых зданий и хозяйственных объектов, рост производства строительных материалов, а также отмена Кабмином части финансовых ограничений.
|
|